Каждый день в Украине происходят тысячи преступлений. Людей грабят, бьют, убивают. Легализация оружия могла бы дисциплинировать. Об этом говорят и эксперты, и нардепы. Мы единственная страна в Европе, где оружие не легализовано.
Защитил семью с оружием в руках
Киевская область. Село Сухолучье. 28 марта. Поздний вечер. После ужина отец с ребенком идут отдыхать на второй этаж частного дома. На первом жена остается мыть посуду. В дом врываются трое грабителей в масках. В руках у одного пистолет, в других — ножи, затяжки и лом. Женщину сильно бьют, угрожают ей и требуют отдать деньги и драгоценности. В это время дочь, которой всего 11 лет, бежит к папе и впопыхах кричит ему о том, что в дом ворвались какие-то горячие головы. Глава семейства достает собственный охотничий карабин — конечно, легальный. Спускается на первый этаж, делая предупредительный выстрел. Двое из грабителей бросились бежать, один остался и продолжил бить женщину, требуя деньги. После этого раздался еще один выстрел хозяина дома в грабителя. Преступник умирает от огнестрела. Люди, которые только что пережили разбойное нападение, вызывают полицию.
Остальных сообщников ограбления поймают через несколько часов. На них откроют уголовное производство по ст.187 (разбой). На хозяина тоже откроют уголовное производство по ст.118 (умышленное убийство), но очень быстро его закроют. Представитель МВД у себя в Фейсбуке напишет, что это был «эффективный пример самозащиты легальным оружием».
Представим, что в этом доме не оказалось карабина, с помощью которого мужчина защитил свою семью. В итоге мы прочитали бы в новостях о зверском ограблении и трех трупах, среди которых 11-летняя девочка.
Стране нужен закон
Председатель наблюдательного совета «Украинской ассоциации владельцев оружия» Георгий Учайкин говорит, что в Украине очень много нелегального оружия. Если 1,5 млн украинцев имеют зарегистрированное охотничье оружие, то неучтенное огнестрельное оружие имеют примерно 5 (!) миллионов человек.
— Каждый из тех людей, кто имеет зарегистрированное оружие, знает как ее хранить. Знает, что будет отвечать за каждый выстрел. Но наш законопроект о гражданском оружии и боеприпасах до сих пор находится в Верховной Раде без рассмотрения. А подавали мы его еще 10 декабря 2014 года, — говорит Георгий Учайкин. — Нам до сих пор навязывают то, что защитить украинцев может только полиция. Но это же неправда! Покажите мне хоть одного украинца, который будет ждать полицию, пока его будут бить, убивать или насиловать!? Каждый украинец имеет право на защиту и защищать других. Каждый имеет право на оружие.
В законопроекте №1135-1, о котором говорит Георгий, речь идет не просто о праве людей на оружие. В нем говорится о прохождении медкомиссии и тренировок, о классах оружия и как его можно получить. Довольно неплохой законопроект, над которым работали 55 человек — среди которых народные депутаты, юристы и даже инструкторы по стрельбе.
О целесообразности такого или похожего законопроекта говорит и депутат от партии «ВОЛЯ» Юрий Деревянко.
— В Украине нужно ввести упорядоченный механизм оборота огнестрельного оружия. Необходимо разработать качественный закон, содержащий жесткие нормы, начиная от обучения, заканчивая использованием оружия, — говорит Юрий Деревянко. — Украина сегодня остается практически единственной из всех стран в Европе, где такого законодательства нет. Сегодня все процедуры регламентируются ведомственными приказами МВД, регулирующими оборот охотничьего и гладкоствольного оружия.
Будет закон — будет меньше криминала
Еще раз подчеркнем, что, по данным Украинской стрелковой ассоциации, в Украине не менее 5 млн незарегистрированного оружия на руках у населения. То есть каждый десятый человек точно имеет в собственности оружие, которое не стоит на учете. Это впечатляющая цифра. И это еще не учитывая количество оружия, которое было вывезено из зоны АТО.
Если говорить о статистике, то украинцы начали стрелять друг в друга чаще. Только в Киеве в год полиция фиксирует около сотни инцидентов, где фигурирует огнестрельное короткоствольное оружие. И лишь несколько процентов оружия во всех случаях была легальной.
Георгий Учайкин уверен, что если в Украине людям позволят иметь огнестрельное оружие, то количество преступлений уменьшится. Об этом же говорит один из совладельцев магазина оружия Константин Павловский.
Зарегистрированное оружие — дисциплинирует
— У нас в стране очень много охотников. Я тоже один из них. И я вам скажу — я, мои знакомые и друзья, которые имеют такое хобби, никогда в жизни не будут халатно относиться к оружию. У нас есть сейфы. Все под пристальным контролем. Оружие, которое зарегистрировано — дисциплинирует, — говорит Константин. — А теперь спросите у той шантрапы и людей, которые заигрались в 90-е. Они выпивают и стреляют по всему, что видят. В случае чего — бегом отпечатки пальцев вытирают и выбрасывают пистолеты. Потом ничего не докажешь. А вот если у людей будет на руках зарегистрированное оружие, то преступлений станет меньше. Во-первых, преступники будут понимать, что их могут подстрелить, а владельцы оружия — что их смогут найти. Вот и все. Так что очень надеюсь, что протянут законопроект, который позволит иметь короткоствольное огнестрельное оружие.
Нардеп Юрий Деревянко также уверен, что легализация оружия уменьшит уровень преступности.
— Грузия, Молдова и страны Балтии, которые решили вопрос с легализацией оружия еще много лет назад, получили положительный эффект — резкое снижение уровня преступности, — говорит Юрий Деревянко. — Так что нам нужен такой закон.
О «Праве на защиту»
Юрий Деревянко также рассказал, что 6 апреля в Верховной Раде было создано межфракционное депутатское объединение «Право на защиту».
— Цель нашего объединение — создать законодательную основу для того, чтобы каждый гражданин Украины получил законодательно урегулированный механизм защиты себя за счет огнестрельного оружия», — заявил Деревянко.
Вспомнил он и случай в Сухолучье, который может стать переломным в вопросе о легализации оружия.
— Владелец дома защитил себя и свою семью. Это один из прецедентов, когда полиция в результате рассмотрения этого дела хотела даже наградить этого гражданина, — добавил Юрий Деревянко.